Лекции по гуру-йоге ламы Цонкапы и Ламриму.

Лекции по гуру-йоге ламы Цонкапы и Ламриму.

По просьбе буддистов мирян центра "Зеленая Тара" и буддийского женского дацана "Зунгун Даржалинг", геше-лхарамба Лобсанг Кейдуб начал с 16 марта цикл лекций по практике гуру-йоги ламы Цонкапы и по "Ламриму". Занятия проходят в Улан-Удэ, на Верхней Березовке, рядом с "Хамбын Хурэ" дацаном, в дугане филиале Шебертуйского дацана. Лекции проходят по субботам с 15 до 17 часов. Вход свободный.

Достопочтенный лхарамба Лобсанг Кейдуб родился 7 мая 1953 г. в Индии, местности Занскар Ладак. В 14 лет он принял обеты монаха-послушника (гецул) от учителя Лобсанга Зопа Ринпоче. Затем обучался в монастыре "Гарча". В 1973 году учители Нагван Норзам и Соднам Церин отправили его в Гоманг дацан для изучения буддийской философии. В 1974 году в возрасте 21 года он получил полные монашеские обеты (гелонг) от Его Святейшества Далай-ламы XIV и в течение 16 лет обучался в Гоманг дацане. Основные его учители - Нагван Джанчуб, Лобсанг Самден, Кенсур Ринпоче Лобсанг Дамба, Кенсур Ринпоче Агван Нима и Кенсур Ринпоче Дамба Тензин.

В 1996 году Лобсанг Кейдуб завершил сложный 7-летний цикл экзаменов по буддийской философии и ему присвоили высшую ученую степень "геше-лхарамба". В этом же году, спустя два месяца, он поступил в Гьюдо дацан, где изучал под руководством Гьюдо Кен Ринпоче Тензин Шераба тантрические наставления по стадиям зарождения и завершения. C 1998 по 2002 год преподавал в Буддийском институте "Даши Чойнхорлин". Затем уехал обратно в Индию, а потом был повторно приглашен в Иволгинский дацан, где по настоящее время преподает буддийскую философию для лам.

Геше-лхарамба - человек с большой буквы, добрый, отзывчивый, дисциплинированный и строгий, когда дело касается учебы. Уже в течение 30 лет он придерживается вегетарианства и не кушает после обеда.

Чтобы получить драгоценные наставления от геше-ла, Вам нужно сесть на автобус 37-го маршрута и выйти на остановке "Плодовоягодная станция". Затем перейти через дорогу, и двигаться в сторону дацана "Хамбын Хурэ". Но не доходя до ограды дацана, нужно свернуть на второстепенную дорогу и пройти вдоль ограды около 150 метров. Слева от ограды Вы увидите дом в форме традиционной юрты. Это и есть дуган, в котором проходят лекции. Перевод лекций выполняет Ваш покорный слуга :).



Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Краткий русско-тибетский словарь.

В первой заметке мы с вами затронули тему о тибетско-русских, русско-тибетских и других, имеющих отношение к тибетскому языку, словарях. Однако, мне не встречался краткий словарь, который охватывал бы необходимый минимум и в то же время покрывал бы основную базу слов для разговора.

В связи с чем и была поставлена задача такой словарик сделать. Что получилось - решать Вам.

За основу была взята база "Минилекса" лингвиста и полиглота шведа Эрика Гуннемарка, состоящая из 400 слов. Автор методики утверждает, что 400 наиболее частотных слов покрывают примерно 90% лексики для повседневного общения.

Были использованы материалы следующих словарей:

  1. Юрий Николаевич Рерих, Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 1-10. Изд. "Наука", М.: 1983-1987.
  2. Горячев А.В., Тарасов И.Ю. Русско-тибетский словарь. – Издание первое – М.: 2000. 480 стр.
  3. Melvin C.Goldshtein. Русско-тибетский словарь современного языка.
  4. Monlam Dictionary: sMon-lam Tshig-mDzod.
  5. Большой толковый тибетско-китайский словарь. Bod-rGya Tshig-mDzod Chen-mo, 1996.

Словарь существует в электронном варианте, поэтому его можно легко скачать. Чтобы получить его, оформите подписку на мою новостную рассылку и получите письмо со ссылкой на скачивание краткого русско-тибетского словаря.

Если Вы подписаны на мою рассылку до 10 марта сего года, то в Вашем ящике уже должно лежать письмо со ссылкой для скачивания словаря и Вам нажимать на низлежащую кнопочку не нужно.

Скачать краткий русско-тибетский словарь.

Словарик намеренно не содержит ни русской, ни английской транскрипции, так как на тибетском языке, даже с его основными диалектами, одно и то же слово или выражение может звучать по-разному. Поэтому, прежде чем пользоваться словариком, нужно освоить правила чтения.

Если Вы хотите научиться читать на тибетском, то я могу Вам помочь. Для этого зарегистрируйтесь в предварительный список формирующейся онлайн-группы. Занятия будут проходить по воскресеньям по вечерам. Продробности:
==>> ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ НА ТИБЕТСКОМ! ==>>

Для того же, кто поднялся на первую ступеньку - освоил правила чтения тибетских слов, - этот словарь будет незаменим как при изучении разговорного, так и в поездке при общении с тибетцами.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех представительниц прекрасной половины человечества с прошедшим Международным женским днем 8 марта!

Желаю оптимизма, Любви и магнетизма,
Удачи и богатства, с мечтой не расставаться,
Быть ангелом хранимой, веселой и счастливой,
Здоровья и азарта! С праздником 8 марта!


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Великий Монлам.

Джокханг - центральный храм Лхасы.

Великий молебен, а именно так с тибетского языка переводится "Монлам Ченмо", начали праздновать с 1409 года земляного быка в Лхасе. Этот праздник учредил Великий лама Цонкапа Лобсан Дагпа в честь чудесных деяний Будды Шакьямуни. Первые службы проходили в Джокханге (см. картинку), центральном храме Лхасы. А тысячи монахов монастырей Сэра, Дрепунг и Гандэн в течение трех недель проводили молебны во имя процветания учения Будды и благопожелания на благо всех живых существ. Интересно, что монастырь Ганден присоединился к "Монламу Ченмо" не сразу, а при VII Далай ламе.

Также в 12-14 дни Великого Монлама на площади Баркор перед храмом Джокханг проходили философские диспуты и экзаменационная защита на высшую ученую степень "Геше Лхарамба". Эта традиция была заведена при IV Панчен ламе Чоки Гялцене в 1613 году водяного быка.

И по сей день "Монлам Ченмо" является одним из самых значимых празднований в жизни тибетцев. В дни этого молебна в разных странах, где находятся тибетцы, проходят празднования. Причем "Монлам Ченмо" организуются и в рамках разных традиций, будь-то Ньингма, Кагью, Сакья, Джонанг. В эти дни тибетцы-миряне присоединяются к молитвам, совершают подношения пищи и чая послушникам монастырей.

Чудеса Будды

Что же за события произошли в те давние времена, в память о которых уже более шести веков ежегодно проходит этот Монлам?

Это было состязание в сверхестественных способностях Будды Шакьямуни с шестью учителями иных верований и началось оно в столице Кошалы, крупном индийском городе Шравасти в первый день нового года огненного дракона в 511 г. до н.э. О событиях тех лет повествует "Сутра о мудрости и глупости", отрывок которой из главы "О посрамлении шести учителей" приводим дословно. Перевод сутры был сделан Ю.М. Парфиновичем.

И вот первого числа первого месяца весны Победоносный прибыл на место состязания в искусстве магических превращений. Царь Прасенаджит приготовил всё необходимые жертвенные предметы, а также вкусные яства и поднёс Победоносному шёлковый шарф.

Победоносный взял деревянную зубочистку и воткнул её в землю. И как только он воткнул зубочистку в землю, она тут же стала расти и превратилась в огромное дерево, высотой в пятьсот йоджан, с раскидистыми ветвями и густой листвой. Ветви и листья тоже покрыли пространство в пятьсот йоджан. В мгновение ока на дереве распустились цветы размером с колесо телеги и появились плоды величиной в пятилитровый кувшин. Затем корни, ствол, ветви и листья этого дерева оказались состоящими из семи родов драгоценностей, которые сверкали столь ярким, разноцветным сиянием, что затмили собой свет солнца и луны.

Отведавшие тех плодов нашли, что вкус их гораздо лучше вкуса пищи богов. Даже те, кто обонял сладчайший запах чудесного благоухания, стали сытыми и довольными. Когда ветерок налетал на благоухающие ветви и листья, они издавали чрезвычайно мелодичное звучание Дхармы. И дерево то породило у присутствующих помыслы о вере. А когда Победоносный изложил Учение, то всем оно пришлось по душе. Многие обрели благодатный плод и благо рождения на небесах.

На следующий день устраивал угощение и раздачу пожертвований царь Уттраяна. В этот день Татхагата чудесным образом сотворил справа и слева от себя две очень высокие и красивые горы из драгоценностей, сверкавших пятицветным блеском. На этих горах росли самые разнообразные деревья, усыпанные плодами, цвели цветы и раздавались очень мелодичные звуки. Вершина одной горы изобиловала сочными и сладкими плодами отменного вкуса, и множество людей вволю наелись их. На вершине другой горы росла очень мягкая и вкусная трава, которой до отвала насытились обитатели мира животных.

После этого Победоносный надлежащим образом изложил присутствующим Учение, отчего их мысли полностью очистились и родились помыслы о наивысшем духовном пробуждении, а очень многие обрели благо рождения на небесах.

На следующий день устраивал угощение и раздачу пожертвований царь Шунцзингла. Победоносный, прополоскав водой рот, выплюнул воду на землю, и вода тут же разлилась драгоценным прудом окружностью в двести йоджан, изукрашенным драгоценностями семи родов, которые сверкали радужным блеском, а вода пруда обладала восемью чудесными свойствами. Дно пруда было усыпано песком, также состоящим из семи различных драгоценных материалов, а поверхность его покрывали лотосы размером с колесо повозки. Были те лотосы разного цвета: синего, жёлтого, белого, красного, бледно-красного, алого, и источали они необычайно приятный аромат. Сияние, исходившее от этих великолепных лотосов, озарило вокруг небо и землю. Все многочисленные окружающие, видя драгоценный пруд, возрадовались и вознесли хвалу.

После совершения жертвоприношения Победоносный изложил и разъяснил многочисленные аспекты Учения, в результате чего некоторые породили помыслы о наивысшем духовном пробуждении, а другие обрели благой плод рождения в высокой сфере богов. И не счесть стало тех, которые пошли стезёй совершения деяний, порождающих благие заслуги.

На следующий день царь Индравами, приготовив всё необходимое для совершения жертвоприношения, пригласил на него Победоносного. В этот день Победоносный на каждой из четырёх сторон драгоценного пруда сотворил по восемь больших каналов. Вода тех каналов, вытекая из пруда, огибала его и снова вливалась в пруд. И в журчании текущей воды слышались звуки, говорящие о разнообразных сторонах Учения: о пяти трансцендентных способностях, о пяти трансцендентных силах, о семи членах духовного пробуждения, о восьмичленном благородном пути, о трёх [вратах] освобождения, о шести трансцендентных способностях [архата], о шести парамитах, о великом милосердии, о великой доброте, о четырёх безмерных качествах.

Многие восприняли этот голос Дхармы и прониклись им, в результате либо стали на стезю становления буддой, либо обрели благо будущего рождения в высшей сфере богов, либо пошли путём совершения деяний, порождающих благие заслуги.

На следующий день царь Брахмадатта приготовил необходимое для жертвоприношения и пригласил всех на угощение. В тот день Победоносный, испустив из уст своих луч золотистого цвета, озарил сферу великой тысячи миров. И те живые существа, которых коснулся этот луч, избавились от трёх ядов, пяти омрачений, обрели телесное и душевное спокойствие, уподобившись монаху, погруженному в третью дхьяну.

Многочисленные окружающие почтили чудесные качества Будды, а когда Победоносный изложил Учение, то многие либо породили помыслы о наивысшем духовном пробуждении, либо обрели благо рождения в высокой сфере богов, либо стали на стезю совершения деяний, порождающих благие заслуги.

На следующий день Личчхавы приготовили необходимое для жертвоприношения и пригласили всех на угощение. В тот день Победоносный сделал так, что многочисленные окружающие проникли в мысли друг друга и узнали про благие и неблагие дела каждого. Возрадовались все этому и восславили чудесные способности Будды. Из тех, которые внимали святому Учению Победоносного и проникли в его суть, многие вознесли моления об обретении буддства, об обретении духовного плода или о возрождении в высокой сфере богов.

На следующий день Победоносного пригласили на угощение члены рода Шакьев. В тот день Победоносный силой волшебства сделал так, что каждый из присутствующих осознал себя вселенским монархом Чакравартином, обладающим семью различными драгоценными атрибутами и тысячью сыновей; монархом, которому высказывают глубокое уважение вассальные князья и сановники. Зря себя вселенским монархом Чакравартином, каждый преисполнился несказанной радости, и, когда им, радующимся, Победоносный всесторонне раскрыл и преподал Учение, все получили глубокое удовлетворение. Кто породил мысль о наивысшем духовном пробуждении, кто обрёл благой плод, кто – будущее рождение в высокой сфере богов. И таких было несчётное число.

На следующий день Победоносного пригласил Индра. Был поставлен львиный трон, и Победоносный воссел на него. С правой стороны жертвенное подношение совершал Индра. С левой стороны жертвенное подношение совершал Брахма. Многочисленные окружающие сидели в полном молчании. Тогда Победоносный надавил рукой на львиный трон, тотчас оттуда раздался рёв, подобный рёву слона, и появились пять ракшасов, которые выхватили сиденья из-под шестерых учителей и разбили их вдребезги. А Ваджрапани, сжимая ваджру, наконечник которого извергал пламя, поднял его над головами шестерых учителей. Охваченные страхом, шестеро учителей бросились врассыпную. В трусливом смятении прыгнули они в реку, и им тут же настал конец.

Девяносто тысяч человек из окружения шестерых учителей прибегли к защите Будды и попросили принять их в монашество.
– Придите во благе, – сказал им Победоносный.

И тут же волосы на их головах и лицах сами собой сбрились, и они стали монахами. Победоносный должным образом преподал им Учение, после чего они полностью очистились от скверны грехов, избавились от всех страданий и стали архатами.

Затем Победоносный из восьмидесяти тысяч пор своего тела испустил лучи, которые заполнили всё небо. На кончике каждого луча он сотворил силой волшебства по большому лотосу. На каждом лотосе Победоносный силой волшебства сотворил нирманического будду с окружением, и каждый из этих будд проповедовал святое Учение.

Многочисленные окружающие, видя проявление таких сверхъестественных способностей, с большей силой, чем прежде, укрепились в мыслях о вере. И когда Победоносный должным образом преподал им святое Учение, одни породили помыслы о наивысшем духовном пробуждении, другие обрели духовный плод, третьи накопили духовные заслуги, предопределяющие божественное или человеческое, высшее, рождение. И таких было множество.

На следующий день Победоносного пригласил на угощение Брахма. Магической силой сотворил Победоносный своё тело необычайно большим. И сидел он, сверкающий, достигая сферы мира бога Брахмы, а его яркие лучи озаряли небо и землю, высветив все вокруг.

Узрели окружающие это чудо и услышали слова Победоносного, который должным образом раскрыл и изложил им различные стороны Учения, в силу чего многие, породи помысел о наивысшем духовном пробуждении, обрели духовный плод. И не счесть было тех, кто заложил в себе основу для божественного или человеческого рождения, высшего из всех рождений.

На следующий день угощение устроили четыре великих царя. В этот день Победоносный сделал многочисленных окружающих очевидцами того, как в каждой из стран четырёх великих царей возникло по нирманическому телу Победоносного. Эти тела, испускавшие яркие лучи, заполнили собой области великих царей, вознесясь вплоть до вершины мира. Окружающие ясно увидели и отчётливо услышали, как нирманические будды должным образом преподали святое Учение.

Возрадовались они ещё больше и в силу должным образом преподанного Учения породили помысел о наивысшем духовном пробуждении и обрели духовный плод. И не счесть было тех, кто заложил в себе основу для божественного или человеческого, высшего, рождения.

На следующий день угощение для Будды устроил домохозяин Анантхапиндада. В тот день Победоносный сел, погрузившись в Майтрейя-самадхи. Восседая на львином престоле золотистого цвета, он сделал невидимым своё тело и, испустив сильный луч света, в чрезвычайно мелодичных словах раскрыл и подробно изложил святое Учение.

Многочисленные окружающие, видя подобное, породили в себе помысел о наивысшем духовном пробуждении. Некоторые обрели плод пребывания на стадии невозвращения, некоторые произвели благую заслугу, предопределяющую их божественное или человеческое, высшее, рождение.

На следующий день пригласил Будду на угощение домохозяин Читра. В этот день Победоносный, сидя в позе Майтрейя-самадхи, испустил золотые лучи света, которые заполнили пространство сферы тысячи великих миров. Все живые существа, которых коснулись те лучи, полностью укротили помыслы, связанные с тремя ядами, и, породив мысль о милосердия, стали относиться друг к другу с любовью, подобной родительской или братской.

Когда же Победоносный изложил различные аспекты Учения, то в силу этого окружающие породили помысел о наивысшем духовном пробуждении и бесчисленное множество их или стало пребывать на уровне невозвращения, или обрело духовный плод, или заложило благую основу для божественного или человеческого, высшего, рождения.

На следующий день пригласил Будду на угощение царь Шунцзингла. В тот день Победоносный, сидя на львином престоле, испустил из своего пупка два луча света. На конце каждого луча появилось по лотосу. На каждом лотосе восседал нирманический будда. Каждый нирманический будда, в свою очередь, выпустил из пупка, по лучу света, которые, раздвоившись, также явили по лотосу с восседавшими на них нирманическими буддами. Так продолжалось до тех пор, пока вся сфера тысячи великих миров не заполнилась подобными магическими превращениями.

Многочисленные окружающие, видя такое, преисполнились великого удивления. Когда же Победоносный должным образом преподал им Учение, то множество присутствующих или породило помысел о наивысшем духовном пробуждении и стало пребывать на стадии анагаминов или обрело духовный плод, или благо божественного или человеческого, высшего, рождения.

На следующий день Будду пригласил на угощение царь Уттраяна. Царь Уттраяна рассыпал перед Победоносным цветы. Эти цветы тут же превратились в тысячу двести пятьдесят колесниц с драгоценными каменьями, которые озарили огромную сферу трёх тысяч великих миров, и все воочию узрели это чудо. И тут Победоносный с той же непреложностью, как врач даёт больному лекарство, изложил окружающим святое Учение.

В силу этого некоторые, породив помысел о наивысшем духовном пробуждении, стали пребывать на стадии анагаминов, а многие обрели благо божественного или человеческого, высшего, рождения.

На следующий день Будду пригласил на угощение царь Бимбисара. Победоносный перед этим сказал ему:
– Царь! Приготовь только посуду для кушаний.

Когда наступил полдень, посуда для кушаний сама собой наполнилась отменно вкусными, разнообразными яствами. Этих яств хватило на всех многочисленных присутствующих, которые, насытившись, обрели великий телесный и душевный покой.

Тогда Победоносный, ударив рукой оземь, сделал видимыми безмерные страдания, которым подвергались живые существа в восемнадцати адах для живых существ. И возопили те страдальцы:
– За какие грехи в прошлом мы терпим такие муки?

Многочисленные окружающие, видя и слыша подобное, так перепугались, что от страха у них волосы на теле встали дыбом, и все они породили мысль о сострадании.

Когда же Победоносный должным образом преподал им Учение, сердца их преисполнились удовлетворения. Некоторые, породив помысел о наивысшем духовном пробуждении, стали пребывать на уровне невозвращения, многие заложили благую основу для божественного или человеческого, высшего, рождения. В силу того что обитатели ада живых существ также узрели Будду и услышали его Учение, они также породили мысли о вере, благодаря чему истёк срок их пребывания в аду и все они возродились богами или людьми.

Таковы 15 деяний Будды.

Источники:

  1. Википедия
  2. Сутра о мудрости и глупости
  3. Буддийская традиционная Сангха России



Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Прыг: 01 02 03 04 05
октябрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31