Учители линии преемственности Ламрима.

Учителя линии преемственности Ламрима

Одним из критериев подлинности буддийский учений считается линия преемственности. Из поколения в поколение, от учителя к ученику, наставления передаются во всей чистоте, без искажений и несут изначальный смысл поучения. Есть много различных традиций со своими линиями преемственности. Таким путём передаётся как учение тантры, так и учение сутры.

Широко известны линии "Ламрима", так как этот трактат о ступенях на пути к Пробуждению есть не только в Гелуг, но и в других тибетских буддийских школах и даже в традиции "Великого совершенства". Источником, вдохновлявшим авторов на написание "Ламримов", послужил "Светоч" Атиши, труд известного индийского ученого и практика Буддизма. Находясь по приглашению в Тибете, славный Атиша увидел необходимость таких наставлений, которые бы проясняли суть срединного буддийского воззрения, не вдаваясь в две крайности: тантрийские практики, не подкреплённые фундаментом сутры с одной стороны и отрицание пути тантры в пользу лишь сутрического метода с другой стороны.

Текст, предлагаемый вашему вниманию, описывает обращение к учителям линии преемственности "Ламрима" в традиции Гелуг. Он встретился мне в тексте предварительных практик Кэлсана Дингьена, вошедшего в один из многочисленных сборников духовной литературы для ежедневных чтений на тибетском языке.

Славя учителей и обращаясь к каждому, мы укрепляем с ними связь и получаем благословение для успешного выполнения практики "Ламрима". Текст будет интересен не только практикующим, но также и изучающим тибетский язык, так как наряду с переводом, в книгу помещён оригинал текста, а также выполнена транскрипция.

Транскрипция максимально приближена к произношению Еше Лодоя Ринпоче, настоятеля дацана "Ринпоче Багша" в Улан-Удэ. Ело Ринпоче исполнил этот текст в музыкальном сопровождении известного талантливого композитора и пианиста Антона Батагова.

Вы можете бесплатно скачать электронный вариант книги по ссылке: ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ ЛИНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЛАМРИМА.

По вопросам приобретения бумажной версии обращайтесь в мою службу поддержки: ЗАКАЗАТЬ ПЕЧАТНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР или напишите запрос с темой "Линия Ламрима" со СТРАНИЦЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.



Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Колесо Дхармы продолжает вращаться.

Колесо Дхармы продолжает вращаться.

Таши делек, мой уважаемый Докпо-ла! (т.е. Друг)

Не прошло и года, как мы снова встретились с Вами для обсуждения насущных новостей из жизни сайта tibetlang.ru.

За это время утекло много воды и произошли различные события, информацию о которых я буду постепенно выкладывать для Вашего ознакомления. Не хотелось делать этого формально, выкраивая свободную минуту, чтобы отразить на страничках блога лишь поверхностную хронологию...

А начну с ближайших новостей, постепенно углубляясь в дела дней прошедших, впрочем, не забывая и о текущих!

На прошлой неделе закончился цикл лекций уважаемого Геше Лхарамбы Лобсанга Кедупа по гуру-йоге Ламы Цонкапы. Напоминаю, что учения начались летом прошлого 2013 года, о чем я уже писал ранее. Возобновились же они с апреля сего года, после длительного зимнего перерыва.

Встречи проходят в Дэважин-дугане на Верхней Берёзовке по воскресным дням с 15 до 17 ч.

С любезного разрешения Геше Лхарамбы хочу поделиться с Вами финальной записью с этих учений. В этой лекции, охватывающей материал всех предыдущих встреч, учитель резюмирует все этапы гуру-йоги, основная часть которой базируется на классическом семичастном ритуале (yan lag bdun pa) и подробно останавливается на медитации обретения сиддх через начитывание "мигзэмы" - молитвы ламе Цонкапе. В частности, интерес представляет созерцание обретения семи мудростей. Геше-ла объясняет материал очень доступно, поэтому рекомендую всем практикующим гуру-йогу ознакомиться с этой аудио записью.

Хочется подчеркнуть, что эту медитацию можно выполнять не только тем, кто придерживается традиции Гелуг, как объяснил сам Геше Лобсанг, поскольку в качестве основного объекта медитации можно представлять собственного духовного наставника любой линии преемственности.

Со следующей недели, по многочисленным просьбам слушателей Геше Лобсанг Кедуп начнет комментарии на текст "Основа благих качеств" (yon tan gzhir gyur ma), который ещё называют кратким Ламримом (lam rim bsdus pa).

Как известно, Ламрим является квинтэссенцией пути Сутры. Подробнее об этом трактате, его авторе и о тексте упомянутого выше комментария мы поговорим в следующей заметке. А сейчас желаю Вам полезного для себя прослушивания лекции.

P.S. Кстати, "докпо-ла" означает уважительное обращение к товарищу или другу. Возьмите себе на заметку!

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Ямантака-тантра в Забайкалье и России.

Ямантака-тантра в Забайкалье и России.

В северной ветви Буддизма считается, что встреча с учением тантры является редкой удачей. Из 1000 будд светлой эпохи лишь трое несут тайное драгоценное знание. Классические трактаты повествуют о трудном обретении человеческого рождения и еще более трудной встрече с учением Будды. А вступить на путь алмазной колесницы (так переводят учение тантры или ваджраяны) еще сложнее.

Разновидности тантрических систем не поддаются подсчету. Ямантака-тантра - одна из них. Есть пять особенностей, почему тантра Ямантаки важна для людей нашего времени. Существуют разные виды Ямантак. Основные - черный (Кришнаямари), красный (Рактаямари) и ужасный (Ваджрабхайрава). Наиболее распространены методы Ваджрабхайравы Одиночного (Экавиры) и 13 божеств. Чтобы изучать тантру, необходимо получить от компетентного тантрического учителя разрешение или абхишекху, более известное как "посвящение" или "ванг".

22-23 июня состоялось посвящение (абхишекха) в тантру Экавира Ваджрабхайравы. В этой связи мы публикуем отрывок из книги "К истории тантры Ямантаки", печатный вариант которой скоро выйдет в свет. На просторах сети интернет можно найти публикацию моей статьи по истории распространения тантры Ямантаки в Индии по тибетским источникам (которая вошла в сборник "Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002"). Читайте, например,-->> здесь -->>.

Но нам ближе история своих родных мест, поэтому было решено опубликовать отрывок из книги по распространению тантры Ямантаки в Забайкалье. Текст дан без сносок и комментариев, вошедших в книгу. Эта глава собиралась не только из печатных материалов, но и по крупицам воспоминаний живых свидетелей, собранных на основе общения с ними. Печатается с сокращениями.

Забайкалье и Россия

Отправная точка принятия Буддизма в Монголии, это "Жемчужная грамота" о разделе сфер влияния между светской властью императора Хубилая и властью духовной в лице буддийского ламы Сакьи Пагпа, составленная в 1252 году. Действие грамоты распространялось и на северную Монголию «Ара-Монгол» (территория, населенная предками нынешних бурят), входившую на то время в Монгольскую Империю.

Таким образом, буддийское учение продвинулось еще глубже на север. Учение от тибетцев и монголов стали перенимать жители Забайкалья. В поисках чистого источника дхармы, бурятские ламы пускались и в опасные путешествия. Среди бурятских лам было немало достигших духовных реализаций в практике "Ямантаки".

Намнаней лама

Известный своим подвижничеством и экстравагантным поведением лама Агинского дацана Чжанчуб Цультим Пальзанбо, больше известный под именем Намнаней лама, отправился в Тибет за тантрой Ямантаки. "Буряты стремились любой ценой обрести это учение в полном объеме, в то время как согласно тибетским пророчествам, оно не должно было покидать cтрану снегов больше трех раз, а два раза оно уже было даровано почтенным ламам соседних с Тибетом стран".

После долгих приключений он добрался до Лхасы и поселился около Поталы, дворца Далай-ламы. Ему удалось получить доступ в библиотеку. Там он нашел книгу Лхундуба пандиты "Наисокровеннейшее сочинение о Жедриме и Зогриме Ваджрабхайравы", после написания которой дакини ослепили автора пандиту – оно было написано простым языком, который был понятен даже непосвященным. Намнаней выучил это объемное произведение наизусть и тайком покинул Тибет. Тибетцы бросились в погоню и много дней преследовали его. Около Кяхты Намнаней лама понял, что его настигают, и поспешил за помощью в ближайшую деревню.

Деревня оказалась русской, но лама уже обладал некоторыми сиддхами и тут же овладел незнакомым языком. По просьбе ламы, хозяин одного дома закопал его на пригорке, подальше от воды. Только вода могла вывести йогина из состояния самадхи и погубить под толщей земли. Вскоре его могилу нашли тибетские преследователи, но им так и не удалось разрушить самадхи Намнанея. "Вернувшись в Агинск, Намнаней лама продиктовал книги печатникам, они были вырезаны на досках и размножены". В Бурятии этот лама почитается как перерожденец Ра лоцавы. Одним из его учеников был Лубсан Сандан Цыденов.

Лубсан Сандан Цыденов

Лубсан Сандан родился в 1850 году в улусе Кижинга Хоринского ведомства. Его отец, Балтуев Цыден-Дарма, являлся степным ламой и имел середняцкое хозяйство. С детского возраста Лубсан Сандан учился в Кижингинском, а затем в Гусиноозерском дацанах, достиг звания Габчу, попутно занимался тантрийскими практиками и часто пребывал в созерцании. Он был неразговорчивым и нелюдимым, не любил роскошь и отступал от общепринятых правил проведения религиозных служб.

Однажды Лубсан Сандан выехал в составе делегации на аудиенцию к царю Николаю второму, но на приеме не поклонился перед царем, чем вызвал возмущение со стороны делегации и высоких царских чиновников. Свой поступок он мотивировал тем, что "царь духовный" не должен кланятся перед царем мирским.

Затем, "спустя немного времени после возвращения из Петербурга, он устраивает в урочище Халцагай-Толгой (Хоринского ведомства) келью, где возобновляет созерцание в честь бога Ямантака". По словам местных жителей, продолжительность его пребывания в созерцании в общей сложности составила тридцать три года...

Агван Силнам Тузол Доржи

Учеником и соратником Лубсана Сандана был Агван Силнам Тузол Доржи, в миру – Доржи Бадмаев. Учитель назначил его наследником на престол Дхармараджи, занять который ему так и не удалось. Агван Силнам вместе с учителем три раза подвергался арестам и умер после освобождения из читинской тюрьмы в начале 1920 года. Говорят, что его перерожденцем был Александр Иванович Железнов.

Лубсан Доржи

Учеником Агвана Силнама был Лубсан Доржи. Он занимался созерцанием безрогого Кришнаямари - хозяина кладбищ, жил на Суархэ и овладел некоторыми сиддхами.

Анчик Жорбон Ринчин

Еще об одном великом бурятском махасиддхе Анчик Жорбон Ринчине, сыне Базарай Сандана, поведал удивительную историю знаменитый улигершин (бурятск. - сказитель) из Еравны Рыгзэн Эрдынеевич Эрдынеев.

Этот йогин родился в селении Хангир (местность современного Еравнинского района). С малых лет Анчик Жорбон учился в Эгитуйском дацане и достиг звания геше, отличался усердием в учебе и глубокой верой. "Перед святыней Зандан-Жуу он совершил более четырехсот тысяч простираний, подношений и наяву увидел радужный свет, идущий от нее".

Ему не было равных в искусстве диспута. Совершив паломничество по святым местам Монголии, в том числе и в Богдын-хурэ, он получил великое посвящение в тантру идама Шри Ваджрабхайравы от Джэтцун Дамбы-хутухты.

Анчик Жорбон, предчувствуя большие перемены в стране, ушел в строгое затворничество в местности Боршогор для реализации гневного Ямантаки. Во время глубокой медитации он начал проявлять сверхестественные способности. Местные жители, которые приносили ему пищу, наблюдали огнедышащего быка в ореоле радуги. На радугу опускались сотни Будд и слышались удивительные звуки. Позже на этом месте стали расти редкостные целебные травы, а воды приобрели вкус аршана.

В 1928 году, когда его преследовали власти, он дважды растворял свое тело в мандале божества. Когда началось преследование его учеников, Анчик Жорбон вновь проявил свое тело из мандалы и сказал:

- Те придут вновь. Они исполнят волю своего времени и не виноваты. Не буду мучить чужих детей, а отдам свое тело.

Находясь в аймачной тюрьме, он часто выходил из камеры, и прогуливался по крыше здания. Даже когда его заковывали в цепи, он выбирался на улицу, и тем вводил в ярость тюремную охрану. Оттуда его перевели на Урал, а после – в Иркутскую область...

Нимайлан лама

Воплощением божества Ямантаки считался Нимын Нимайлан, великий бурятский йогин, который был ширетуем Цолгинского дацана. Десять лет он провел в затворничестве и обрел сиддхи. Нимайлан лама жил во времена, когда в поселениях баргузинцев в избытке завелись вампиры и ороолоны. Люди не знали покоя от этой нечисти. Лама отправился со своими учениками по приглашению в Баргузин. По дороге он мерился магическими силами с вредными шаманами и одерживал над ними верх. Добравшись до Элесуна, он провел большой молебен, и исполнил ритуал подавления вредоносных духов и вампиров. "Он несколько раз приезжал в Баргузин, покорил сабдаков и установил мир и покой".

Содой лама

Немало воспоминаний сохранилось о Содой ламе, получившем известность под именем Шалшин-гэгэна. Он признан воплощением индийского философа и йогина Нагарджуны. Статья о Содой ламе с его фотографией имеется в справочнике о буддийских перерожденцах, изданном в 1983 году в Катманду (Непал).

"Содой лама родился в Элесуне в 1847 году в семье Аранхийн Солсогшоной Содоя. Его мать была из рода Шоно, дочерью человека по прозвищу Зоонын Убугэн. Было предсказано, что перед появлением на свет Содой ламы, у дома его отца вырастет цветок необыкновенной красоты. И действительно, такой цветок расцвел, и в семье Содоя родился мальчик Цыден".

Малышом он доставлял немало хлопот и потрясений своим родителям. Однажды он выбежал из дома не через дверь, а сквозь стену, а было ему года четыре.

В семь лет его отвезли в дацан к дяде Шагша-гэбшэ, учителем которого был тибетский лама, и мальчик стал хувараком. В 1861 году он отправился в резиденцию Хамбо ламы и, проучившись на факультете Цаннид, получил степень геше. С 1881 по 1886 год Содой находился в тибетском монастыре "Брайбун". В 1894 году он был избран Ширетуем баргузинского дацана. После путешествия в Тибет в 1908-1911 годах сложил с себя обязанности Ширетуя.

Содой лама был человеком неординарным. По словам Бальжимы Сабаевны Новиковой-Аюшиной, он имел "необыкновенные способности и вел себя очень неординарно. Он мог летом переходить реку Баргузин, шагая по поверхности воды, как по полу, или взбираться на крутые склоны Бархан-уулы, легонько взлетая при этом. Под дождем он оставался сухим и т. д.".

Лама много путешествовал. Он побывал в Индии, Бутане, Непале, Тибете, Японии, Китае, во Вьетнаме и на Цейлоне, вероятно, бывал и в европейских странах. Как-то Содой ламу сопровождал по Индии человек, который потом рассказывал своим землякам, будто бы Ундэр лама (т. е. "высокий лама", как его называли баргузинские буряты) в течение трех суток разговаривал с каким-то ужасающим существом и очень радовался...

К сожалению формат заметки в блоге не позволяет написать больше.

Но Вы можете подписаться на мою новостную рассылку и в числе первых узнать о выходе книги "К истории тантры Ямантаки".



Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Прыг: 01 02
сентябрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30